Кристина, в авиации вы более девяти лет. С чего начался профессиональный путь?
У всех бортпроводников путь в профессию начинается с учёбы. У меня она проходила в учебном центре авиакомпании «ВИМ-АВИА», где я и стала работать. Сейчас её, к сожалению, уже не существует, но она дала прекрасный старт. Именно благодаря этой компании я летала рейс с миссией ООН, посетила очень много необычных стран, в которые даже никто и не полетит отдыхать. Просто так эти страны не посетишь. Это Намибия, Уганда, Мозамбик, Зимбабве, Мьянма, Бангладеш, Джибути.
Во время командировок вы посетили более 60 стран. Какие из них впечатлили больше всего?
Неизгладимое впечатление, конечно, на меня произвела Саудовская Аравия. Очень интересные законы в стране. Я была там последний раз в 2017 году не при самых хороших обстоятельствах, но зато удалось посмотреть, как действительно живут люди. В общей сложности в Саудовской Аравии пробыли, наверное, около месяца с прилётами и улётами.
Поразила Намибия. Сердце отдано Канарским островам. Я бы с удовольствием на пенсии купила бы там виллу. Мне нравится, что там природа меняется каждые десять минут. Пальмы, камни, вечнозелёные леса, «марсианские» поля — такое разнообразие. Ещё там хорошие люди — открытые, дружелюбные, страстные.
Ещё люблю Малайзию, там тоже люди открытые и приветливые.
Также очень нравятся старые города Европы — Рим, Прага.
А в отпуске любите летать в другие города и страны?
Да. В последнее время мне хочется исследовать Россию. Например, маленькие городки Золотого кольца. Казалось бы, они ничем неприметные, но со своей историей, культурой, достопримечательностями. Люблю проводить время в дороге, за рулём. Также очень нравится общаться с людьми. В свободное время, которого очень мало, люблю читать. Театры, музеи — это тоже моё. Сейчас у меня растёт сын, и мне хочется передать культурный код ему. Показать мир таким, каким вижу его я.
Главные задачи бортпроводников — безопасность и сервис. Что скрывается за этими понятиями?
За безопасностью — безопасность полётов, авиационная тоже, первая помощь, поддержка в экстренных ситуациях. За всё это мы отвечаем во время перемещения пассажиров из пункта А в пункт Б. Это самое-самое главное, основа нашей работы.
А предоставить сервис для меня означает всё сделать красиво, так, чтобы пассажир почувствовал магию полёта. И, конечно же, хочется всегда превосходить ожидания. Видишь, горит в салоне кнопка вызова, и идёшь уже с водичкой. Пассажир удивляется: «Ой, а откуда вы знаете?». «Да угадала, что вы хотите попить». Принести плед, подушку. В общем, сделать всё, чтобы у пассажиров остались самые лучшие впечатления.
Поговорим о пассажирах. Как в рейсе вы находите подход к совершенно разным людям?
Подход к людям помогает найти психология. У меня третье высшее образование психологическое. Да и к тому же любой бортпроводник, имея опыт работы с людьми, видит с момента встречи, кто может доставить проблемы, какое у людей настроение, состояние. Мы и в воздухе присматриваем за настроением, состоянием людей, чтобы полёт прошёл спокойно. Подход удаётся найти, потому что я искренне люблю людей, общение. Наверное, поэтому и конфликты удаётся мягко гасить.
Вы пишете книгу об авиации будущего. Какой она вам видится?
Я пишу художественную книгу об авиации, хочу раскрыть её философию. Мне кажется, настоящая стюардесса — уже исчезающий вид. Возможно, искусственный интеллект в недалёком будущем заменит большинство профессий, особенно сервисных. И думаю, бортпроводники — не исключение. На эту тему я и решила порассуждать, а заодно оформила размышления в художественный сюжет. На мой взгляд, авиацию делают люди, и поэтому я переживаю, что в гражданской авиации будут летать беспилотники с бортпроводниками-роботами.
Вы участвуете в конкурсе «Топ стюардесс». Как отреагировали коллеги, когда узнали об этом?
Очень хорошо. Все поддерживают. Когда видят на рейсе, говорят: «Это ты участвуешь в конкурсе стюардесс? Мы за тебя болеем». И я радуюсь этому!
Наверняка немалое внимание вы уделили подготовке к конкурсу. Как она проходила?
Подготовка к финалу ещё не закончилась. Сейчас я активно думаю о творческом номере, красивом наряде, причёске и макияже. Постоянно поддерживаю себя в форме. Но это такая, внешняя часть. А внутренняя в том, чтобы настроиться и получить удовольствие от конкурса. Но я это делаю на протяжении всего конкурса. У нас с первого кастинга — задания для каждой, персональные и общие. Сейчас я, например, пишу статью о некоторых финалистках в журнал и счастлива от этого. У нас, мне кажется, очень сильный, мощный состав, мне прямо приятно про них читать и писать.
А какие эмоции вы испытали, когда узнали, что оказались в финале?
Ну, конечно, это был восторг! Я очень верила, что пройду в финал. Хотела этого. И ликовала, когда услышала свою фамилию. Теперь точно попала в топ — оказалась одной из самых красивых и профессиональных стюардесс страны. Это огромная честь, радость и гордость за себя.
Есть ли среди конкурсанток те, с которыми удалось подружиться?
На мой взгляд, все финалистки очень достойные. В финале нет ни одного лишнего человека. Я знаю, какие номера готовят некоторые девочки, и уже восхищаюсь ими. Со многими удалось подружиться. Мы общаемся в социальных сетях, готовим сюрприз для зрителей, жюри и организаторов. Для меня конкурс — не про соревнование, а про дружбу. Я с каждой из участниц с удовольствием оказалась бы в одной бригаде, с каждой слетала бы в рейс.
Зачем, по-вашему, такие конкурсы существуют и насколько важно проявлять себя на них?
Мне кажется, конкурс имеет большой смысл. Он будто бы объединяет конкурсы красоты, профессионального мастерства и на самом деле является главным авиационным праздником года. Тем более в год столетия гражданской авиации.
Я считаю, конкурс очень важен для привлечения внимания к гражданской авиации. И мы можем в этом помочь благодаря красоте и добру. И, конечно, важно проявлять себя. Во-первых, это способствует личностному и профессиональному росту. Расширяет круг общения, позволяет обмениваться энергией, идеями, возможно, в себе открыть новые таланты. Может, удастся выступить на сцене в новом жанре. Может, родятся идеи для новых проектов. Огромное спасибо организаторам за то, что они придумали, создали, вложили огромное количество энергии и сил в конкурс и устроили нам праздник.
Что для вас значат небо и авиация?
Небо для меня — это жизнь. Отдельный мир. Вечное кино. Никогда не знаешь, что в следующей серии предложат небесные сценаристы. А авиация — это прежде всего люди, которые работают очень слаженно. Случайных людей в авиации точно нет, и их объединяет любовь к небу. Как говорится, это святое. Хотелось бы как можно дольше оставаться в этом шикарном и красивом мире. Все мы, наверное, когда-нибудь спустимся на землю, чтобы потом снова вернуться в небо.