Евгения, вы выросли в Ташкенте, недалеко от аэропорта. Как авиационная атмосфера способствовала вашему интересу к профессии бортпроводника?
Мы жили в Ташкенте на одной из самых красивых улиц столицы. Наши дома-близнецы, как их часто называли, были парадным въездом из аэропорта в центр города. Близость аэропорта, конечно, накладывала свой отпечаток на жизнь людей, живущих рядом. В детстве мы с ребятами часто развлекались так: брали бинокли (да-да, бинокль — обязательный атрибут детей, живущих рядом с аэропортом), поднимались на 12-й этаж и с галереи наблюдали, как красиво идут на взлёт или посадку воздушные суда. Хотя всё было прекрасно видно и невооружённым глазом, смотреть в бинокль и комментировать как знатоки авиации было частью нашей игры. С тех пор ничего не изменилось: я всё также обожаю смотреть, как взлетают и садятся самолёты, и всё также живу недалеко от аэропорта. Возможно, пора снова купить бинокль! (Смеётся.)
Именно там, в Ташкенте, думаю, зародилась моя любовь к самолётам. Они стали для меня зоной комфорта и чем-то «родом из детства». Пилоты и красивые стюардессы, которые жили в нашем доме, тоже часто привлекали моё внимание. Они всегда были безупречно одеты, с улыбками и позитивным настроем, всегда казались очень довольными и счастливыми.
Такая «лётная» атмосфера через много лет неожиданно привела меня в авиацию, но уже не в роли наблюдателя, а в роли бортпроводника.
Впервые вы полетели на Ил-86 в четыре месяца. Что родители рассказывали вам о первом полёте?
Мы летели в отпуск на этом широкофюзеляжном красавце. К сожалению, я была слишком мала, чтобы помнить свои впечатления от первого полёта, но знаю, что происходило после взлёта. Бортпроводники установили люльку в передней части салона, где я проспала весь рейс. Идеальная картина перелёта с малышом. Родители до сих пор удивляются, что я так спокойно спала и не доставляла им и окружающим хлопот в рейсе. А ещё больше удивляются сейчас: как они вообще решились везти меня в отпуск в таком маленьком возрасте. Но я восхищаюсь ими!
Путешествие как образ жизни: именно они привили мне любовь к поездкам и постоянной смене впечатлений. И именно так мне нравится жить!
Ваш дядя — командир-инструктор «Аэрофлота» (после распада СССР Uzbekistan airways). Он рассказывал о своей работе?
Мой дядя — командир-инструктор с 40-летним лётным стажем. Имеет большой опыт и летал на различных типах самолётов. А другой дядя — пилот вертолёта. Так что семья, можно сказать, авиационная.
Помню, как к нам часто приходили в гости родственники и друзья семьи, которые тоже летали. Но даже за столом они всегда говорили о работе. Честно говоря, и сейчас всё то же самое. Мне было очень интересно слушать их рассказы о разных странах, в которых они побывали, и потрясающие истории, в которые они попадали. Бывало, устраивали целые послеполётные разборы, и не обходилось без «лётного» юмора. Это были замечательные вечера, когда я узнавала все секреты, как потом оказалось, своей будущей профессии.
Когда я пришла в авиацию, дядя уже закончил свою лётную карьеру и сейчас на пенсии. Мы не пересекались в лётной деятельности, но я стала продолжением нашей, пусть немного разной, но всё-таки авиационной династии.
Вы преподаватель русского и английского, а также литературы. Образование помогает вам в работе?
Я считаю, что моё гуманитарное образование — это классика жанра: лингвистика и литература. К тому же хочу отметить, что именно высшим образованием в области русского языка я горжусь больше всего. Русский язык сложен и прекрасен одновременно, и это очень интересно.
Лингвистическое образование не лишнее в любой сфере деятельности, особенно если она связана с общением с людьми. Авиация как нельзя лучше подходит под это определение. Умение легко вступать в диалог, говорить понятным языком и адаптироваться к любой аудитории — это очень важно, особенно на борту самолёта. И отличное понимание лингвистики, безусловно, может сильно помочь в этом.
Знание английского языка — неоспоримый бонус. Общение с иностранными пассажирами и помощь им — обязательное условие работы в любой авиакомпании, которая летает за пределы нашей страны.
За девять лет в «Уральских авиалиниях» в Екатеринбурге вы прошли путь от рядового до старшего бортпроводника. Насколько было сложно?
Сейчас, проанализировав эти почти девять лет работы в небе, могу с уверенностью сказать, что работа была для меня удовольствием. Я никогда не гналась за высокой должностью, а следовала своему пути, руководствуясь сердцем.
Мой путь от рядового до старшего бортпроводника нельзя назвать сложным. Я наслаждалась каждой ступенью, на которой оказывалась. Получив хороший опыт в роли рядового, без труда стала бортпроводником бизнес-класса. А через несколько лет смело перешла на должность старшего бортпроводника экипажа.
Много лет вы летали бортпроводником бизнес-класса. В чём его особенности?
Мне всегда нравилось работать в бизнес-классе. Небольшое количество пассажиров (в нашей авиакомпании — максимум 12) позволяло уделить больше внимания каждому гостю, проявить больше эмпатии и заботы. Уровень сервиса в бизнес-классе значительно выше, и особое внимание уделяется деталям, чтобы создать комфорт и удобство для пассажиров. Это меня очень привлекало.
Кроме того, в салоне бизнес-класса есть большая вероятность встретить известных медийных личностей. Общение с такими людьми — замечательный, интересный и полезный опыт. Почти всегда это заряд положительных эмоций и особая энергетика.
Какой из полётов запомнился вам больше всего?
Сложно выделить один-единственный, ведь за годы работы было немало запоминающихся, примечательных, а порой даже уникальных рейсов. Всё самое необычное и редкое часто становится самым незабываемым. Один из таких полётов — в Африку, в Мавританию. Это был специальный заказной рейс, на котором мы перевозили моряков из Калининграда в Нуадибу с посадкой на Канарских островах. Мавритания — государство в Западной Африке, на берегу Атлантического океана. Страна довольно бедная, и это отнюдь не туристическое направление, этим и привлекателен для меня был этот рейс. Мы провели больше суток в городе Нуадибу, и я понимаю, что только благодаря работе смогла оказаться в этом отдалённом уголке мира, познакомиться с культурой и почувствовать особую атмосферу этой страны. Вряд ли я когда-нибудь посетила бы её самостоятельно. Хотя, конечно, всё возможно, ведь жизнь многогранна и удивительно непредсказуема.
Пять лет назад вы перевелись в московский аэропорт «Домодедово». Какими были ожидания от работы и оправдались ли они?
«Домодедово» стал для меня самым родным и любимым. Таким он остаётся и по сей день. Много хороших и добрых событий связано с этой воздушной гаванью. Я поняла, что именно здесь мне комфортнее всего выполнять рейсы, и поэтому приняла решение о переезде в Москву. Ни разу не пожалела об этом.
Мои ожидания полностью оправдались: московский отряд с радостью принял меня в свои ряды. Сложились замечательные отношения с коллегами и инструкторами. В коллективе царили настоящая дружба и взаимопомощь. А мой руководитель был просто замечательным.
Я до сих пор с теплотой отношусь ко всем коллегам, с которыми летала. И мне всегда очень радостно встречать их на рейсах, когда путешествую в качестве пассажира.
«Налетав» льготную пенсию, вы перешли в IT. Тянет ли обратно в авиацию?
Эти два события никак не взаимосвязаны. «Налетала» пенсию я гораздо раньше, чем ушла из авиакомпании, и это замечательная и, считаю, заслуженная награда, которую может дать непростая и ответственная профессия бортпроводника.
Переход в IT стал для меня новым вызовом. Решила попробовать себя в чём-то неизвестном, не связанным ни с моим высшим лингвистическим образованием, ни с авиационной профессией. Кардинально другое. Такие вызовы самые сложные. Я начала с нуля, и это требовало большой смелости, это было необходимо для моего личного роста.
Авиация не исчезла из моей жизни. Я продолжаю горячо любить и восхищаться ею. Кажется, теперь даже больше нахожусь в курсе всех новостей, часто летаю, но уже как пассажир, и всё равно ощущаю себя частью большой авиационной семьи.
Какие авиационные привычки у вас до сих пор сохранились?
Пожалуй, одной из главных привычек, от которой я бы хотела избавиться, но пока не могу, является обыкновение носить в сумочке множество вещей, которые могут пригодиться в нештатной или сбойной ситуации. Летая бортпроводником и уходя на рейс, даже самый короткий и предсказуемый, вы никогда не сможете точно сказать, когда вернётесь обратно. Были случаи, когда уезжала на разворотный рейс, например, в Питер, куда лететь один час из Москвы, а возвращалась домой через два дня. Причины могут быть различные: изменение направления рейса, задержки, можно сесть на запасной аэродром в другом городе по неблагоприятным погодным условиям и остаться там на несколько дней, да всё что угодно может произойти. Поэтому в рабочей сумке всегда были самые необходимые вещи на случай, если неожиданно окажусь далеко от дома. Сейчас, когда работаю на земле, всё кажется вполне предсказуемым, и я вряд ли окажусь в другой стране, если поеду на работу в соседний район. Но всё же рука не поднимается выложить из сумочки зубной и швейный наборы, запасную тушь для ресниц и некоторые другие вещи, которые всегда были там. Кстати, заграничный паспорт долгое время был моим обязательным спутником, даже когда выходила в магазин за хлебом. Но теперь я исправляюсь и беру его гораздо реже.
Также отмечу, что все летающие люди говорят «крайний» вместо «последний». Эту привычку, наверное, невозможно искоренить, даже несмотря на то, что я, как филолог, знаю, что во многих случаях говорить «крайний» некорректно и неправильно. Но в этом вопросе авиация, безусловно, победила. Я буду чтить лётные традиции, даже если это означает нарушение правил русского языка.
Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой путь в авиации?
Новичкам я хочу посоветовать научиться жить в моменте, ценить каждое мгновение и находить радость в любых обстоятельствах. Быть бортпроводником — не просто работа, это образ жизни, яркой и интересной, наполненной приключениями в небе и на земле, в командировках и эстафетах. И каждый раз, собравшись на рейс, вы не скажете своему любимому «Ну, всё, я пошла на работу», вы поцелуете его и скажете: «Ну, всё, я полетела!». Чувствуете разницу? Дерзайте! Всё обязательно получится! И это точно того стоит!