Екатерина, профессия бортпроводника на первый взгляд кажется романтичной. Какие представления о ней были у вас и как они изменились со временем?
У меня не сразу сформировался портрет бортпроводника и понимание, что стоит за этой работой. Впервые в качестве пассажира я полетела на самолёте практически в 18 лет. Тогда не особо смотрела на экипаж, потому что просто была в шоке от происходящего. (Смеётся.)
Чуть ближе познакомиться с экипажами я смогла во время работы в одном из крупнейших отелей Санкт-Петербурга. Они постоянно заселялись к нам. И вот тогда начала разглядывать людей. Как помню, меня впечатлил их внешний вид. Не только красота, но и строгость, утончённость, единство стиля. Также обратила внимание на сплочённость коллектива.
Даже смогла пообщаться с экипажами из авиакомпании «Катар» и специальным лётным отрядом из Великобритании.
Смотришь и думаешь: «Вау, как красиво. Романтично. Постоянно путешествуешь. Тебе, видимо, всё нравится, потому что с лица улыбка не сходит. К тебе повышенное внимание, все считают тебя особенным и важным».
Но когда действительно погружаешься в атмосферу, реально понимаешь, что за этим стоит. «Красивая форма» — чёткое соответствие стандартам внешнего вида, где определено всё, вплоть до оттенка помады на губах и лака для ногтей. «Повышенное внимание» — не самая актуальная история, когда ты уставший. «Сплочённость экипажа» — уважение, терпение, эмпатия и соблюдение субординации. Ещё ты можешь вообще не знать человека, который находится с тобой в команде. При этом нужно уметь убирать стеснение и быть открытым. Но никто не должен забывать про личные границы каждого. И много других моментов, которые раскрываются во время учёбы и работы.
Ваш путь в авиации начался с крупной авиакомпании Azur Air. Чем запомнилась работа?
Историями бортпроводников и моим воображением, так как за всё время работы в силу разных причин так и не смогла взлететь. Но этот затяжной и неопределённый этап помог осознать, насколько сильно я хочу быть в авиации, научил не сдаваться и идти к цели.
Знаю, что сейчас вы работаете в другой авиакомпании. Расскажите, пожалуйста, о ней.
Сейчас я работаю в авиакомпании «Северсталь», появившейся в 2002 году. Базовый аэропорт находится в городе Череповеце Вологодской области.
Авиакомпания осуществляет как регулярные перевозки, так и чартерные, с VIP-обслуживанием.
В парке имеются два типа самолётов: Sukhoi Superjet-100 и Bombardie Crj-200. По четыре самолёта каждого типа.
География полёта не такая обширная, хотя каждый год открываются новые направления и появляются новые маршруты. Иногда даже случается так, что наша авиакомпания единственная летает в некоторые города. Из самого популярного — рейсы в Санкт-Петербург, Москву, Петрозаводск, Сочи, Минеральные воды, Калининград, Мурманск. Открытием года для меня лично стал Магас в Республике Ингушетия.
И пилоты, и бортпроводники зачастую влюблены в небо. А каково это — постоянно находиться в воздухе?
Я обожаю полёты. Во-первых, из-за красоты, которую можно увидеть в окно иллюминатора. Во-вторых, большинство рейсов дарит солнышко, которого не хватает в холодное время года.
Люблю ощущать, как протекает время в полёте. Будто оно идёт так, как должно быть. На земле мы часто суетимся, не обращаем внимания на то, что вокруг. А на борту создаётся некая изоляция, в основном из-за отсутствия связи. Есть возможность замедлиться, побыть действительно в реальности, а также банально отдохнуть.
В этом году я дважды встретила день рождения на борту самолёта. За день до него у меня стоял рейс. Случилась задержка, и мы освободились только после полуночи. А в день рождения у меня также стоял вечерний рейс.
Помню, как впервые полетела в Сочи. С погодой повезло, и я смогла насладиться видами гор и моря. Горная цепочка мне сразу же напомнила путешествия на Камчатку.
Ярко запоминаются рейсы в новые направления и командировки.
Также каждый мой чартерный рейс отложен в памяти. На этих рейсах совершенно другой контингент пассажиров, система обслуживания и в целом правила в течение всего полёта.
Конечно, нестандартные ситуации оставляют свой отпечаток. Причём как позитивный, так и негативный. Благодаря этому ты получаешь новый опыт и знания, либо отрабатываешь уже известное.
В каждом рейсе есть особенно выделяющиеся пассажиры. Какие из них вам, как правило, запоминаются?
Мне хорошо запоминаются пассажиры, с которыми летаю по несколько раз. Это одна из особенностей авиакомпании. Приятно видеть знакомые лица, а ещё более приятно, когда начинают узнавать тебя. Самое милое было, когда женщина увидела меня и начала махать рукой, будто мы с ней давно знакомы.
Также начинаешь запоминать тех, с кем случается длительный диалог. Так появляются особенные детали, по которым мозг уже и идентифицирует человека.
Есть пассажиры, которые боятся летать. А есть ли страх у стюардесс?
Не считая случаев, когда представляется угроза жизни находящихся на борту самолёта, стюардессы боятся первых рейсов и проверочных с инструктором. На самом деле мы и вправду больше боимся не летать, а не успеть всех обслужить, столкнуться с непростыми ситуациями или, к примеру, неправильно оперировать дверью.
У нас может появиться страх во время рейса. И это нормально.
Что касается описанных выше ситуаций, здесь помогает практика и постоянное закрепление старых знаний и получение новых. Плюс, мы прекрасно знаем сигналы, которые подскажут, что что-то не так.
Ещё когда мне страшно, я общаюсь с коллегами. Ты перестаёшь быть наедине с пугающими мыслями и находишь реальное объяснение ситуации.
В свободное время вы изучаете иностранные языки и занимаетесь бальными танцами. Как и то, и другое помогает в профессии?
В последнее время мне всё чаще стали встречаться иностранцы на борту. Постоянно изучая язык, легче переключиться с родного на иностранный.
Во время прохождения обучения у нас также проверяется знание иностранного языка. Кажется, что в нынешней реалии, к примеру, английский вообще не нужен, но по факту от него никуда не деться.
Бальные танцы помогают сохранять физическую форму и укрепляют здоровье. Я ушла из профессионального спорта, но сейчас могу организовать тренировки так, как необходимо именно моему организму. Помимо этого, мы танцуем на каблуках, а это дополнительная тренировка на сохранение равновесия, что очень полезно во время турбулентности.
Также вы любите читать. Какие книги о небе, авиации могли бы порекомендовать нашим читателям?
Мне предстоит ещё открыть для себя книги об авиации. Буду благодарна, если читатели поделятся своими любимыми произведениями.
Вы участвуете в конкурсе «Топ-стюардесс». Чем он оказался для вас полезен?
Во-первых, это вызов. Сам конкурс состоит из трёх этапов. Помимо заданий, каждый из участников проходит личные испытания. В основном на проявление себя и определение истинных желаний.
Во-вторых, конкурс пробудил во мне творческую жилку, которая в какой-то момент затерялась.
Да и конкурс так наполняет жизнь событиями, новыми людьми, что даже не хочешь осознавать окончание его в декабре.
А что вы получили от участия в конкурсе? Может быть, новые знания, общение с коллегами или эмоции?
Знакомства, активности, возможность творчески реализоваться, новые знания по разным аспектам работы, а также возможности в развитии карьеры.
Я познакомилась с людьми из разных городов и авиакомпаний, поняла, что мне хочется в данный момент жизни, а также построила небольшой план на будущее. Поняла, что не до конца знала свои способности.
И уверена, что на этом список не закончится.
Кто, на ваш взгляд, может стать стюардессой? Какие качества и навыки нужно в себе воспитывать?
Я бы выделила одним из основных пунктов любовь. Любить авиацию, работу с людьми, постоянно стремиться к развитию и быть готовым осваивать большой объём информации за короткий срок.
Без гибкости тоже сложновато в авиации. Необходимо быть гибким к постоянно меняющемуся графику, сбоям режима бодрствования и отдыха. Постоянно тренировать гибкость ума. Ведь каждый рейс не похож на другой, и не во всех ситуациях сработает прописанный заранее план.
Умение брать ответственность — очень важный пункт. Наша работа полностью пропитана ею.
В завершение скажу так: если вы хотите стать бортпроводником, пробуйте заранее, иначе не узнаешь, твоя это дорога или нет.
Нужные люди обязательно окажутся в нашей авиационной семье, а остальные отвалятся, потому что просто нужны будут в другом месте.