Анна, вы окончили Минский государственный лингвистический университет. Почему захотели покорять небо?
Не могу сказать, что попала в авиацию совершенно случайно, но после окончания вуза, по диплому я специалист по межкультурным коммуникациям, мне хотелось скорее применить навыки на практике. С лёгкостью прошла ВЛЭК, а затем и кастинг. Когда сообщила родителям о своём выборе, мама улыбнулась и достала из шкафа старую кассету, которая была записана в 1998 году в детском саду. Отмотала до момента, когда дети фантазировали, кем станут в будущем. И Аня Титовец сказала: «Хочу работать в самолёте и быть стюардессой». Вот такое интересное совпадение. Или нет? (Улыбается.)
Перед обучением, а уж тем более первым рейсом вам предстояло пройти лётную комиссию. Как удалось произвести впечатление?
Я как сейчас помню этот день. В тот год достаточно много кандидатов желали попробовать себя в этой профессии. С английским у меня проблем не возникало, с коммуникативными навыками тоже. Но был один вопрос от комиссии, который, думаю, развеял все сомнения, если они и имелись. «Назовите свой самый большой недостаток», — попросили меня. «У меня он всего лишь один, и это пунктуальность», — ответила я. Комиссия была в недоумении. Попросили уточнить. «Пунктуальность это мой главный недостаток, потому что я всегда прихожу вовремя, и мне приходится ждать остальных». Больше вопросов мне не стали задавать и через неделю предложили заключить контракт.
Вы летаете в облаках уже десять лет. Полёты похожи один на другой или все разные? Есть интересные истории?
В одном интервью я уже благодарила свою работу за то, что у неё есть очень важная особенность — возможность не приносить её домой. Самолёт приземлился, пассажиры вышли, и ты тоже вместе с ними заканчиваешь этот «сериал», а завтра будет новая серия, новое направление, новые лица и новые истории.
Кстати, об историях. За немаленькую лётную карьеру — десять лет — «нескучные истории» начали случаться со мной уже с первого года работы в авиакомпании. Когда захожу в службу бортпроводников после рейса, коллеги, улыбаясь, начинают расспрашивать: «Ну что, есть что-нибудь интересное?».
А обо всех курьёзных и незабываемых рейсах скоро можно будет прочесть в моей книге.
Пожалуй, главное качество бортпроводника — дисциплина во всём и везде. Как её воспитать в себе, и есть ли моменты — на земле или в воздухе — когда вы позволяете себе слабину?
Дисциплина — это ещё один пункт, за который я благодарна своей работе. Ранние явки, ночные рейсы, чёткие инструкции, пунктуальность, безупречный внешний вид и ещё много чего, что стало частью моей жизни. Могу с уверенностью заявить, что после такого «курса молодого бойца» можно найти себе применение в любой сфере. Профессиональные качества на высшем уровне!
Безусловно, очень часто имеет место человеческий фактор, без которого, увы, никуда, когда работаешь с людьми и техникой. Это и есть немногочисленное исключение из правил, которому есть научное объяснение.
Как воспитать в себе дисциплину? Она либо есть, либо её нет, здесь просто. Когда приходят бортпроводники-стажёры и начинают совершать первые полёты — это моё самое любимое время. Коллег можно рассмотреть. Кому-то профессия даётся легко уже с первых полётов, а для кого-то необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы не опаздывать на предполётный брифинг.
Вы говорили, что можете без труда определить модель летящего в небе самолёта. Как это сделать, стоя на земле?
Когда я пришла работать в авиацию, первое время профессия заменила мне дом, друзей, увлечения, свободное время. Могу похвастаться тем, что знаю все истории расследования авиакатастроф на National Geographic. До сих пор могу их пересматривать и обсуждать с коллегами действия экипажа.
Когда стала летать старшими бортпроводником, заходила в кабину и угадывала модели и компании самолётов, летящих на соседних эшелонах! Это увлекательно! Особенно когда ты делаешь это быстрее КВС. (Улыбается.) Затем я стала рассматривать самолёты с земли. Иногда кажется, что в небе все самолёты выглядят одинаково, но между Boeing и Airbus есть значительные отличия, например, носовая часть самолёта, количество и форма двигателей. Это несложно, когда ты живёшь среди железных птиц, а аэропорт — второй дом.
Сейчас вы инструктор-экзаменатор на Boeing 737/500/300/800/NG, Embraer 175/195, Challenger 850. Чем отличается работа на них? Могут ли стюардессы на одном типе самолёта справиться безукоризненно, а на другом — нет?
Я получила инструкторский допуск на всех типах в нашей компании три года назад. Моя должность подразумевает контроль знаний и получение допусков на тот или иной тип ВС для бортпроводников-стажёров.
Если говорить о различиях работы на разных типах ВС, то теоретически технология обслуживания почти одинаковая. Есть только различия при действиях в аварийных ситуациях, вход в кабину экипажа, открытие и закрытие дверей.
Двери — это очень ответственный момент. Если их неверно «разоружить», то можно надуть трап, что повлечёт за собой неприятные материальные последствия для компании ну, и для тебя тоже. (Улыбается.) Я всегда стараюсь быть очень лояльной к новичкам, потому что всегда ставлю себя на их место — ведь десять лет назад тоже была стажёром. Но и ситуации, когда я не давала допуск к полетам, тоже случались. И они были очень объективными.
Кажется, в профессии вы достигли максимума. Что дальше?
Да, безусловно! И этот вопрос я стала слишком часто задавать себе. Пока что не представляю свою жизнь без авиации.
Для чего вы захотели принять в конкурсе «Топ-стюардесс»?
На конкурсе я представляю Республику Беларусь, авиакомпанию Belavia, единственная участница из Минска. Очень хочется достойно представить свою компанию, чтобы как можно больше людей из авиации узнали и о нашей стране, и об авиакомпании в целом. А вообще, давно хотела поучаствовать в конкурсе красоты. (Улыбается.). Тем более, если это конкурс среди стюардесс! Уверена, это будет яркий праздник.
Думаю, что после конкурса появятся новые возможности. Например, сменить гражданскую авиацию на бизнес.
Наверняка подготовка к конкурсу была непростой. Расскажите о ней.
Все девушки были отобраны через кастинг. Профессиональные навыки, внешность, умение вести себя в нестандартных ситуациях, харизма и многое другое — через всё это прошли все 30 финалисток. Также в течение восьми месяцев мы выполняли различные задания от организаторов конкурса и готовили финальные творческие номера. Я увлекаюсь музыкой: играю на барабанной установке. На финале конкурса исполню одну из своих любимых композиций группы Depeche Mode.
Бортпроводник — это образ жизни. Уже имея опыт работы за плечами, могли бы вы изменить свой выбор?
Да, профессия бортпроводника — это не просто работа. Это образ жизни. И если бы меня спросили, изменила бы я свой выбор десять лет назад, без раздумий ответила бы «нет»! Эта профессия подарила мне вкус к жизни, путешествиям. Здесь я встретила близких людей. Каждый день авиация учит меня быть сильнее, добрее, эмпатичнее к окружающим и к себе!