Дарья, когда у вас возникло желание надеть форму?
В школе я мечтала поступить в военный вуз. Рассматривала серьёзные профессии: военный прокурор в ВУМО РФ и метеоролог в ВКА им. Можайского. Усердно готовилась к поступлению и даже получила вызов в военкомат для сдачи вступительных экзаменов в «можайку». Однако судьба распорядилась иначе, и мне не удалось поехать туда.
О профессии бортпроводника задумалась уже во время учёбы в академии физической культуры и во время работы, и не просто размышляла, а начала активно изучать этот вопрос и действовать.
Вы окончили Волгоградскую государственную академию физической культуры. Что повлияло на ваше решение стать бортпроводником?
Я наблюдала за девочкой из академии, которая носила форму стюардессы. Однажды не удержалась и сказала, как здорово быть бортпроводником, и что мне никогда не попасть в эту профессию. Мои слова услышал коллега, и отметил, что я даже не пыталась, а стоило бы.
Можно сказать, с этого момента начался мой путь в авиацию. Каждый день я посвящала изучению всего, что было связано с профессией бортпроводника: авиакомпании, школы, требования к кандидатам и состоянию здоровья.
Ваша семья не имеет отношения к авиации. Приходилось убеждать близких в том, что небо — это ваше призвание, и вы мечтаете стать бортпроводником?
В моей семье действительно нет никого, кто бы имел хоть какое-то отношение к авиации. Однако мне никогда не нужно было доказывать родным, что это моё призвание. Помню, как однажды вечером поделилась своими мыслями с родителями, и они сразу же поддержали меня, лишь уточнили, что для этого нужно сделать.
Моя семья была и остаётся опорой для всех моих начинаний. Я всегда благодарю своих родителей за их помощь и низко кланяюсь. То, что моя жизнь связана с авиацией, во многом их заслуга.
Я знаю, что больше всего вы чувствовали поддержку своей мамы. Помните, как она провожала вас в Москву?
Не могу сказать, что только мама оказывала мне поддержку. Мне помогали и папа, и мама. Просто так получилось, что папа много работает, как и в большинстве семей, и проводить меня в Москву могла только мама.
Эта история очень интересная, потому что я была ограничена во времени. Мне нужно было закончить учёбу и получить диплом. Считаю, что всё сложилось просто замечательно, потому что экзамены и защита диплома были ровно за день до начала переобучения на другой тип самолёта — А-330. Чтобы успеть, мне нужно было уехать сразу после защиты диплома. Ничего не оставалось, кроме как собраться и поехать прямо с вещами. Пока я защищала диплом, мама ждала меня с чемоданом на вокзале.
Вы прошли обучение на бортпроводника в авиакомпаниях S7 и IFLY. В чём преимущества и недостатки такого образования?
Нет, первоначальное обучение я прошла в Новохатской школе бортпроводников. Представители S7 приезжали в Волгоград и проводили собеседования, так как у них тогда был набор. После успешного прохождения собеседования они были готовы трудоустроить нас.
Я знаю, что в Москве тоже есть подобная практика: представители авиакомпаний посещают итоговые экзамены и могут взять на работу понравившихся девушек. Однако когда заканчивала обучение, руководство S7 сообщило, что набор в Москву закрыт, и нас могут принять только в Новосибирск. Этот вариант меня не устраивал, так как я не планировала уезжать так далеко от дома.
Решила проходить собеседования в другие авиакомпании в Москве. По окончании обучения поступило предложение пройти собеседование в IFLY, где я работаю по настоящее время и очень этому рада.
Пилоты, переходя на другие типы самолётов, должны проходить соответствующее обучение. Но зачем это нужно бортпроводникам?
Стюардессы, как и пилоты, также должны быть готовы к переходу на разные типы самолётов. На самом деле, самолёты значительно отличаются друг от друга по своей конструкции. Возьмём, к примеру, двери: они имеют разные размеры, что подразумевает использование различных трапов и трапов-плотов для эвакуации. А это, в свою очередь, влияет на вместимость людей на этих средствах эвакуации, что необходимо учитывать при работе. Кроме того, количество эвакуационных выходов на разных самолётах также различается, что требует проведения соответствующих инструктажей и организации эвакуации. Стюардесса должна хорошо понимать эти отличия, чтобы обеспечить безопасность полёта на любом воздушном судне.
Вы летаете на самолёте А330? Что вам нравится в нём, а что хотелось бы изменить?
Я летаю на А-330, а также на А-319. На мой взгляд, у каждого самолёта есть свои достоинства и недостатки. Мне эти самолёты нравятся каждый по-своему. Если говорить об А-330, очень люблю его, то это большая и просторная машина, способная преодолевать огромные расстояния. Экипаж А-330 состоит из девяти человек — и это только кабинный экипаж, не считая лётного. Для меня это, конечно, плюс — большая команда.
Что касается минусов, то мне сложно их отметить, я даже не задумывалась об этом.
Многие считают, что бортпроводникам необходимо обладать высокой стрессоустойчивостью. В каких ситуациях это качество вам помогало?
Безусловно, стрессоустойчивость — важное качество для бортпроводников. Ведь в любой непредвиденной ситуации именно они несут ответственность и должны быстро принимать решения. У меня были случаи, когда от моих действий зависели жизнь и здоровье пассажиров. К счастью, все ситуации, в которых приходилось применять свои знания в области медицины, заканчивались благополучно.
Пассажиры должны ощущать себя на борту самолёта как дома. Как же этого добиться?
Прежде всего, это доброжелательное отношение к пассажирам, улыбка и готовность помочь в решении любых вопросов. Кроме того, важно, чтобы авиакомпания предоставляла качественные услуги и сервис.
Я считаю, что самое главное — это любовь к своей работе. Если искренне любишь свою профессию, то создать комфортные условия в полёте и обеспечить приятные впечатления от рейса не составит труда.
Как за время работы изменилось ваше восприятие путешествий?
Я полюбила их ещё больше. Даже когда лечу в качестве пассажира, с нетерпением ожидаю рейс. Мне очень нравятся стюардессы, а вкус кофе на высоте, как известно, ощущается совершенно иначе. Мне нравится даже запах перрона, и я всегда стараюсь вдыхать его полной грудью. В общем, если моё отношение к путешествиям и изменилось, то только в сторону большей любви.